style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-2314356344370201"
data-ad-slot="8661381178">

Цивилизация инков: потепление пришлось кстати

Мачу-Пикчу - "потерянный город инков", священная столица (Перу)

Сто лет назад никому бы в голову не пришло, что глина, клещи и семена ольхи могут пролить свет на историю цивилизации. В наши дни ситуация изменилась в корне: к доводам палеоэкологов, палеоботаников, палеогеологов и прочих специалистов, работающих на стыке археологии и естественнонаучных дисциплин, прислушиваются как нельзя более внимательно. И дело не только в том, что они владеют знаниями, недоступными кабинетным историкам, но и в том, что их работы имеют практическое применение в настоящем.

Поллинолог (специалист по пыльце) Алекс Чепстоу-Люсти из Национального центра научных исследований Франции (CNRS) много лет занимается биоархеологией и экологией Анд. Он ведет крупный проект по истории взаимодействия людей и природы в окрестностях Куско, высокогорном города, древнего центра инков и современной исторической столицы Перу (это специальный титул Куско согласно конституции республики). У Чепстоу-Люсти две задачи: понять, как воздействовали на окружающую среду индейцы до прихода испанцев и после, а также найти способы улучшить жизнь местного населения в Андах, используя исторический опыт и минимум дорогостоящих технологий.

Среди многочисленных естественнонаучных методов, которыми пользуется группа Чепстоу-Люсти - геологические. В частности, было предпринято исследование донных отложений озера Маркакоча в окрестностях Куско. Оказалось, что до 800 года нашей эры климат в этих краях был прохладным и сравнительно влажным, но весь XI век стояла засуха: семена осоки, которая обычно растет по краям водоема, стали появляться ближе к центру озера, то есть оно мелело. Чепстоу-Люсти уверен, что столь долгая засуха, которая наблюдалась не только в районе озера Маркакоча, но и в соседних краях, привела к упадку соседей инков - уари и тиуанако. Сами инки постепенно начали осваивать технологию террасного земледелия: потепление, последовавшее за засухой, сделало пригодными для возделывания районы, прежде бесплодные, а таяние ледников снабдило террасы водой для полива. Относительный достаток пищи позволял высвободить из сельского хозяйства руки для строительства и войны, и так, по мнению Чепстоу-Люсти, подготовилась почва для экспансии инков.

Инки, как показали исследования все тех же донных отложений, хорошо представляли себе, что такое эрозия и обеднение почвы, и укрепляли склоны, сажая южноамериканскую разновидность ольхи Alnus acuminata. Она не только удерживала землю на месте, но и удобряла ее, связывая атмосферный азот. При испанцах следы ольхи быстро исчезают: европейцы рубили ее на дрова, а посадкой новых деревьев уже никто не занимался.

В озерных отложениях удалось обнаружить также определенный вид клещей, который известен тем, что питается навозом лам. Исследование наглядно показывает, как количество клещей растет по мере потепления в районе Маркакоча. Это означает, что ламы в больших количествах стали пастись у озера; также можно предположить, что выросло использование этих животных для перевозки грузов, что, в свою очередь, указывает на общее оживление обмена в населенных инками краях. При появлении испанцев, то есть начиная с 1530-х годов, количество клещей в общей массе органики падает: индейцев стало меньше, а те, кто выжил в войне, перебрались еще выше в горы. Правда, в 1600-х годах клещ вернулся, но Чепстоу-Люсти полагает, что с того времени насекомые питались навозом не столько лам, сколько других травоядных - лошадей, коров, овец, привезенных в Америку из Европы.

Палеоэкологи делают многозначительные выводы, изучив озерные отложения, семена ольхи и следы клещей. Так, очевидно, что потепление кое-каким регионам в прошлом явно шло на пользу, во-вторых, опыт инков может быть без больших издержек повторен. Однако надо иметь в виду, что в настоящее время льды в Андах тают очень быстро, поэтому о системах удержания воды в почвах, пригодных для сельского хозяйства, нужно думать уже сейчас. Для этого нужно спешно начать высаживать местные виды деревьев, ту же ольху Alnus acuminata, отказавшись от иссушающих и обедняющих землю эвкалиптов, сравнительно недавно завезенных в Перу. Восстановление террас и ирригационных каналов инков даст возможность выращивать основные культуры без больших вложений и тем самым поднимет более чем скромный уровень жизни местных индейцев.

Некоторый опыт в реставрации террасного земледелия по доколумбовым принципам в этих краях уже накоплен. С 1977 года в 80 километрах от Куско работает программа Cusichaca Trust, придуманная и поддерживаемая британским археологом Энн Кендалл. Благодаря этому проекту восстановлено несколько древних участков ирригационных каналов, и на чуть ли не столетиями заброшенных землях вновь растут кукуруза, амарант ("кивича", "пшеница инков"), квиноа или киноа ("рисовая лебеда"), очень популярная в Европе и США в последние годы культура. Крестьянам хватает выращенного не только на собственное пропитание, но у них появляется и излишек, годный для продажи на рынке. Для этих вообще-то суровых краев - немаленькое достижение. Приятно сознавать, что к этому пусть относительному, но все же процветанию причастны археологи, которых вечно считают если не вредителями, то людьми решительно бесполезными.

Юлия Штутина, Lenta.Ru

Ленты новостей

style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-2314356344370201"
data-ad-slot="8661381178">