style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-2314356344370201"
data-ad-slot="8661381178">
Приамурский орнамент — узор жизни
Публикуется с разрешения автора текста и орнаментов — Элеоноры Киле
Искусство приамурского орнамента дается далеко не каждому
Более 30 лет назад я, тогда еще молодая выпускница художественно-графического факультета Хабаровского пединститута задалась целью научиться искусству приамурского орнамента. Мастерицы, обладающие этим искусством, были еще живы. Неожиданно я встретила препятствие. Ни одна мастерица не взялась объяснить мне, как строится орнамент. Одна только моя бабушка, недоуменно взглянув на меня, произнесла: «Он растет». Впоследствии я поняла, насколько точными и емкими были ее слова. Наблюдая за тем, как вырезала орнамент одна из мастериц, я была поражена легкостью, с какой она это делала. Никакого напряжения, мук творчества. Несколько минут, и сложнейший орнамент готов. Но любые мои попытки создать самостоятельно орнаментальную композицию неизменно заканчивались неудачей. Я была уязвлена. Я все же окончила институт и не могу понять, как это делают неграмотные старушки. Прошло 8 лет слепого поиска, так как в литературе я тоже не встретила ни одной зацепки, объясняющей хоть немного сущность орнамента. И вдруг однажды, как будто открылась дверь: узоры посыпались лавиной. Без всякого объяснения. Я не могла понять, как это у меня получается. Как у Ахматовой: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь» Так начался мой долгий путь к своему подсознанию.
Живя в глухой деревне, я не имела доступа к хорошей литературе. Единственным источником информации для меня был журнал «Знание-сила». Мне посчастливилось приобрести книгу К. Левитина «Геометрическая рапсодия». Прочитав эту книгу, я пришла к убеждению, что кристаллография Е. Федорова неприложима к нашему орнаменту, а значит надо искать другую нефедоровскую кристаллографию, о которой говорил еще академик Любищев. Время от времени в журнале «Знание-сила» появлялись статьи биологов С. Мейена, Р. Берг, в которых говорилось об оптимизации пространства спиралевидными элементами в белках. Но ведь почти то же самое происходит в приамурском орнаменте — спирали идеально заполняют пространство модуля, только на плоскости. А когда я прочитала о фракталах, предположила, что скорее всего у приамурского орнамента фрактальная природа. Мне довелось встретиться с профессором Л.А. Масловым, специалистом по фракталам, но он сказал, что это не фракталы. Может быть это и так. Ведь ведущее свойство фракталов — это самоподобие малого в большом, тогда как в приамурском орнаменте это не главное. Главным я считаю текучесть, то есть орнамент ведет себя, как нечто живое, жидкое. О подобном явлении пишет профессор Тель-Авивского университета Е. Рапис в статье «Белок и жизнь». Она, будучи офтальмологом, наблюдала как кровь, высыхая на стекле, образует спиралевидные узоры. Удивительно, что белок умеет сворачиваться в спирали и на макроуровне.
Летом 2011 года я узнала, что такое фолдинг и парадокс Левинталя. Наконец, то что я ищу начало приобретать, какие то очертания. Как только я начала вырезать узоры, возникли вопросы: как при таком ограниченном количестве элементов — спираль и ее производные, получается так много вариантов орнамента. У меня получалось 50 вариантов за день, я вырезаю их много лет, но узоры не повторяются. А ведь таких мастеров по Амуру много и орнамент Приамурья поражает своим разнообразием. Парадокс Левинталя? Почему так трудно объяснить, как строится орнамент. Наши мастерицы придумывают узоры, не рассуждая, по наитию. Надо только знать последовательность соединения элементов. Фолдинг? В приамурском орнаменте элементы обтекают друг друга, а в белках происходит последовательное налипание элементов. Много параллелей. Я просто убеждена, что приамурский орнамент — это орнамент жизни и приамурские мастера, сами того не сознавая, воссоздали картину сотворения жизни.
Варианты приамурского орнамента
- Добавить комментарий
- 16674 просмотра
style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-2314356344370201"
data-ad-slot="8661381178">
Комментарии
Интереснейшая статья -
Интереснейшая статья - настоящее открытие и настолько тонкое, что начинаешь понимать суть, структуру окружающего мира. Сами узоры бесподобны - волшебные! Элеонора - это неоцинимый вклад в развитие и продолжение традиций мастериц приамурского искусства, у Вас золотые руки и душа. Благодарю Вас!
ornament
Спасибо за горячий отклик! Вы пылки и решительны, если столь безоговорочно принимаете мою точку зрения, которую далеко не все поддерживают
УЗОРЫ И ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ
добрый день. подскажите, что обознает морда медведя в узорах и орнаменте
Я раньше считала, может быть
Я раньше считала, может быть ошибочно, что я первая начала изображать морду медведя в фас. Сейчас я могу стилизовать изображения других животных: волка, росомахи, рыси. Если честно, я не вдавалась в семантику орнамента. Меня интересует больше форма, как она возникает. Я не такой уж большой авторитет в орнаменте, но люблю его и продолжаю моделировать. Если Вам интересно, свяжитесь со мной. Мой адрес kile.eleonora@mail.ru
Спасибо
Спасибо вам за такой интересный рассказ! Такой удивительный и красивый орнамент! Все-таки я думаю, что русское искусство всегда было необычайным и непохожим ни на что другое! Я бы тоже хотела научиться создавать такую красоту.
Что за??
При чём тут фракталы и фолдинг, кроме того, что это красивые слова, равно загадочные для гуманитария и связанные со спиралями?
Вся сила притягивания за уши в финальной фразе "В приамурском орнаменте элементы обтекают друг друга, а в белках происходит последовательное налипание элементов. Много параллелей. Я просто убеждена, что приамурский орнамент — это орнамент жизни и приамурские мастера, сами того не сознавая, воссоздали картину сотворения жизни."