style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-2314356344370201"
data-ad-slot="8661381178">
Воскресшая квагга
Первым кваггу описал французский натуралист Франсуа Левайян, который отправился в Африку в 1777 году. Молодой естествоиспытатель не совсем точно определил систематическое положение квагги среди сородичей и считал её, как и зебру, разновидностью осла. Местные жители называли животное дикой лошадью, а те, кто видел кваггу только на картинках, были уверены, что это помесь зебры и дикой лошади, но диких лошадей в Южной Африке не было.
Английский натуралист Уильям Бурчелл, побывавший в Южной Африке в 1810—1815 годах, тоже описал квагг, но в его дневниках они чаще упоминаются как пропитание для сопровождавших путешественника охотников.
К сожалению, эти необычные полузебры вымерли. Как такое могло быть? Ведь, еще у Майн Рида в романе «В дебрях Южной Африки» их бесчисленные стада обитали на огромной территории от мыса Доброй Надежды до реки Лимпопо. Конечно, здесь не обошлось без вмешательства человека. На квагг охотились коренные африканцы, но это не угрожало численности животных, потому что местные жители убивали их ровно столько, сколько нужно было для пропитания. Безжалостно истребляли квагг голландские колонизаторы буры, обосновавшиеся в Южной Африке ещё в XVI веке. По словам очевидцев, когда не хватало пуль, их вынимали из убитых животных. Прежде всего, буров интересовали шкуры, из них получались отличные бурдюки для зерна. Хотя квагги с их весьма покорным нравом могли бы прекрасно заменить лошадь и под седлом и в упряжке. Но недостатка в лошадях у буров не было. Мясом квагг кормили негров-рабов, сами колонизаторы это мясо не ели. «Я сейчас мог бы съесть что угодно, хоть бифштекс из старой квагги», — говорит один из персонажей Майн Рида, чтобы подчеркнуть, как сильно он голоден.
Одна из последних квагг, жившая в Амстердамском зоопарке. (Фото F. York, London, 1870.)
Говорят, будто мирные квагги просто свирепели при виде гиен и забивали их до смерти. И что некоторые фермеры приваживали квагг к своим стадам для защиты от хищников. Но с точки зрения биологии такое вряд ли возможно. По крайней мере, ближайшие родственники квагг — зебры не оказывают сопротивления гиенам, если только не защищают своё потомство. Скорее всего, история про то, как квагги расправляются с гиенами, возникла именно из такого случая, а поскольку проверить, правда это или нет, не представляется возможным, миф закрепился. Однако то, что из соображений безопасности квагги объединялись в стада с антилопами гну и страусами, — факт: страусы лучше видят, а квагги и гну — чуют опасность. Смешанные стада и сейчас в саванне не редкость.
Дело кончилось тем, что в 1878 году была убита последняя дикая квагга, а 12 августа 1883 году умерла последняя из них, жившая в неволе в Амстердамском зоопарке.
Рейнольд Pay рядом с чучелом жеребёнка квагги. Южноафриканский музей естественной истории, г. Кейптаун
Прошло время. В 1917 году майор Мэннинг, вернувшись из пустынных районов Каоковельда в Намибии, рассказал, что видел целое стадо квагг. Но ему никто не поверил. Ещё через несколько лет из Каоковельда вновь пришли сообщения о кваггах. Так, может, они всё-таки выжили? Может, сохранились в малоизученных районах Африки? Ведь науке известны случаи встречи с животными, считавшимися давно вымершими, такими как сумчатый волк или, например, древний житель моря латимерия.
Но биологическая наука не ждёт милостей от природы. В 1955 году немецкий зоолог Лутц Хек предложил вывести кваггу заново. В своей книге «Дикие животные Эштона» он высказал мысль о том, что это можно сделать путём скрещивания равнинных зебр с бежевым оттенком в окрасе шерсти. Реальное же возрождение квагги началось позднее благодаря южноафриканскому учёному Рейнольду Pay. Он взял пробы из остатков кожи и мышц чучела квагги. К счастью, в то время чучела делали без применения токсичных веществ, разрушающих ткани, поэтому взятые пробы впоследствии были использованы для выделения ДНК.
Молекулярные исследования показали, что митохондриальная ДНК квагги полностью совпадает с таковой у зебры. Те же исследования лишили кваггу привилегии отдельного вида — она оказалась лишь подвидом равнинной зебры. Дело в том, что ДНК, содержащаяся в митохондриях, отличается от ядерной и передаётся только по материнской линии. Благодаря склонности к мутациям митохондриальная ДНК — прекрасный объект для установления родственных связей различных организмов.
Pay всерьёз занялся выведением квагги заново путём выборочного скрещивания животных, несущих в себе её признаки, — это как раз то, о чём говорил Лутц Хек. Конечно, идею восприняли с недоверием. Её противники считали, что выведенное таким образом животное будет лишь выглядеть как квагга, но не будет таковой.
Представительница квагг, выведенных заново Рейнольдом Pay
Учёный всё же начал работать, тем более что близкое родство квагги и зебры подтвердили ещё несколько лабораторий. Для эксперимента отобрали девять зебр, и в 1988 году родился первый жеребёнок. С тех пор прошло более 20 лет. В стаде, которое насчитывает сегодня почти 100 особей, есть животные, по словам экспериментаторов, больше похожие на кваггу, чем сама квагга! К счастью, те, старые квагги, дожили до изобретения фотографии. Их снимки сохранились, и учёным есть с чем сравнивать то, что они получили.
Дальнейшие исследования ДНК квагг, полученной из чучел — музейных экспонатов, обнаружили, что «расхождение» квагг и зебр произошло по меркам эволюции буквально вчера — каких-то 290—120 тысяч лет тому назад. Вероятнее всего, это случилось из-за того, что некоторые зебры оказались в изоляции от большинства популяции и со временем трансформировались в квагг. Подобным образом возникли многие виды животных.
Юлия Смирнова. Второй шанс квагги. // Журнал «Наука и жизнь», №8-2010.
- Добавить комментарий
- 9890 просмотров
style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-2314356344370201"
data-ad-slot="8661381178">